середу, 27 березня 2013 р.

Наталья Лихина (Калининград, Россия)



Aнтиутопический дискурс в современной литературе
(роман В. Пелевина Snaff)

Антиутопический дискурс в современной литературе представлен в его антиномической парадигме – утопия в зеркале антиутопии („кризис настоящего, отраженный в черных безднах прошлого”).
Независимо от внутрижанрового многообразия (социальная, философская, модернистская антиутопии, сказка, притча, фэнтези, новая мифология, футуристический роман, алармистский роман, роман-предупреждение, антимиф, постапокалипсис и т.д.), возникает необходимость выявления специфических признаков антиутопии, определения ее как метажанрового образования.
Типологические признаки антиутопического дискурса: прецедентность текста, игровая природа, пространственный сдвиг (разлом), исторический релятивизм, концепция непредсказуемого прошлого, этическая девиация, психоделика, взаимодействие фантазии и абсурда, эсхатологический характер, десакрализация мифа.
В основе содержания текстов В. Пелевина заключена оппозиция: двоемирие – параллельные миры. Пелевинский мир строится на катахрезе, сдвиге реальности или ложном ее толковании. Писатель занимается не столько художественным воссозданием воображаемого им мира, а заменяет одну реальность другой, которая осознается как подлинная. Метафорическое выражение этой иллюзорности вариативно: птицефабрика в Шестипалом и Затворнике, компьютерные игры в Принце из Госплана, поезд в Желтой стреле, сложные напластования разных миров в Жизни насекомых и в Чапаеве и Пустоте, лабиринт в Шлеме ужаса, мир оборотней и вампиров в Священной книге оборотня и Ампире V, мир орков (урков) и прогрессоров в Snaff.
Текст Виктора Пелевина Snaff рассматривается с позиции эсхатологического дискурса как феноменальная утопия новейшего времени. Текст представляет из себя сложную мифопоэтическую структуру, которая анализируется в содержательном плане на уровне бинарных оппозиций: истинное – ложное, настоящее – искусственное, прошлое – будущее, жизнь – смерть, трагедия народа, оказавшегося на обочине цивилизации, и крах идеи прогрессорства суперцивилизации.
Нижний мир орков, созданный из осколков мифов, при всей его дикости, отсталости и наличии ужасов тоталитаризма, осознается писателем как первичная материя, а верхний мир нелюдей, основанный на тотальной несвободе, цинизме и манипуляции общественным сознанием – лишь как сумма информационных технологий.
Текст В. Пелевина – еще одно подтверждение выраженному в мировой антиутопии опасению, что опыты по созданию идеального мира приведут к обратному результату, а прогресс как научный, так и политический сделает жизнь людей невыносимой.
Писатель художественно обнажает ложность той системы общественных отношений, в которой человек лишь продукт матричного сознания, а его душа – лишь остаточное свечение люминофора в IT-контенте.