От мистического к
утопическому.
Утопические идеи литовской
провинции в контексте европейской культуры
I. Утопические идеи в
европейской литературе. От Гете до Гессе.
II. Существовала ли литовская
утопия? Идеи Казиса Пакштаса и его последователи.
III. Балтоскандинавская академия
как модель провинциального утопизма.
По словам Николая Бердяева, „утопии глубоко
присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них <... >. Человек
живет в раздробленном мире и мечтает о мире целостном. Целостность есть главный
признак утопии. Утопия должна преодолеть раздробленность, осуществить
целостность”. („Царство Духа и Царство Кесаря”). По мнению
Эммануэля Левинаса, утопия нам помогает увидеть истинного человека: „Ничто так
не странно и не посторонне для нас, как другой человек, и только в ясном свете
утопии человек становится воистину виден. Вне любой укорененности и любой
принадлежности – безродность как подлинность!”
Эти слова Левинас сказал о самом известном мире уроженце
Черновцов Пауле Целане. Исследователь русской метафизики И. Евлампиев
у Одоевского находит признаки мистического утопизма, „главным признаком
которого является вера в возможность гармонии и совершенства, причем не вне
существующей реальности и не в уходе от нее, а вместе с ней и через нее – в
форме соединения и слияния земного и небесного, достигаемого через творческое
преображение земного”.
Каждый век создаёт свои утопии. Утопическим проектами
прославился Платон, утопизм был свойствен и Ренессансу. Педагогическая
провинция в романе Гёте „Годы странствий Вильгельма Мейстера” (1829)
стала одним из важнейших знаков утопического мышления гётевского времени и ХIХ
векa. Педагогическая провинция как бы утвердила духовную модель на все века: в
романе Гёте духовные (педагогические) идеалы сохраняются не в каком-то центре,
а в провинции, и эта провинция становится великим потенциалом духовности. Вслед
за Гёте к такому утопическому проекту прибегает Ибсен в драме „Кесарь и
Галилеянин” (1873) в образе Третьего царства, которoe постулируется
устами философа Максима как нравственно-политический идеал. Третье царство
должно соединить два вечно враждующие начала, у Ибсена обозначенные как Логос и
Пан, т.е. дух и материю, языческое и христианское.
В истории утопических проектов мы видим, что они нередко
как бы продолжают друг друга. Так гессевской Касталии („Игра в бисер”, 1943) явным прообразом послужлила гетевская
Педагогическая провинция. Касталия – тоже своего рода провинция, которая должна
спасти и обьединить духовные ценности всех времён в некоей Игре в бисер. Как
яркий прообраз
Касталии можно вспомнить Флорентийскую Академию (Платоновская академия в
Кареджи).
Гессевская Касталия нас переносит как бы в далёкое
будущее, но с другой стороны, как и подобные утопические образы, она воплощает
и вечное, то, к чему человечество стремится во все времена.
Ну а в Литве?
Самым ярким визиониером и представителем утопического
мышления стал выдающийся географ, оратор и публицист Казис Пакштас (1893 –
1960). Он прославился своими проектами создания „второй Литвы” за пределами
Литвы. Уже в 20-ые годы ХХ века понимая опасность независимости Литвы, он начал
выдвигать идею создания „гармонической коллонии” для литовцев в Африке, а после войны предпринял
серьёзную попытку создания так называемой Небесной республики (Dausuva) в
Гондурасе, в которой должны были поселиться литовские послевоенные эмигранты.
Все эти проекты нашли отражение в публицистике самого Пакштаса и в драмe литовского
драматурга M. Ивашкявичуса в его драме „Мадагаскар” (2004).
Второй утопический проект Пакштаса – конфедерация
балтийских и скандинавских стран, которой он посвятил свой опус „Балтоскандинавская
конфедерация” („Baltoscandian confederation”, Чикаго, 1942).
Как объединение балтийских и скандинавских гуманитариев,
созданное с целью свободного научного поиска и c целью популяризации идей
Пакштаса, в 1991 году в провинциальном городе Литвы Паневежисе была создана
Балтоскандинавская академия, тоже своего рода утопический проект, ибо аналогов в Литве
ему не было, хотя создание её опиралось на опыт европейских проектов – Платоновской
академии, Флорентийской академии и академий Германии, которые в ХХ веке
продолжают античные и ренессансовые традиции.
Балтоскандинавская академия была закрыта местными
властями в 2009 г .
как неактуальная для современного общества.
После закрытия академии были предприняты попытки её
восстановления как некоего творческого (жизнетвoрческого) проекта. Tеперь
предпринимается попытка соединения утопических идей Пакштаса, Третьего царства,
Педагогической провиции, Касталии и Флорентийской академии в проекте под
названием „Сад Панорамио”. Интересно то, что в этом неоутопическом проекте важную роль
сыграли не балтийские и скандинавские страны, а Беларусь и Украина, в том числе
и конференция „Поэтика мистического” (2010 ) в Черновицком университете.